Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
7 первых российских автомобилей
algre

7 первых российских автомобилей

8 июня — красный день в календаре российского автопрома. 8-го июня 1896-го года на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена модель автомобиля, произведенного в Петербурге совместно экипажной фабрикой Петра Фрезе и машиностроительным заводом Евгения Яковлева. Этот автомобиль — первый в отечественной промышленности, с него и началась история российского автомобилестроения. И — нужно отметить — первые двадцать лет для нашего автопрома оказались куда более бурными и плодотворными, чем последующие советская и новая российская эпоха.

Яковлев-Фрезе (1896)
1
Инженеры первой самодвижущейся каляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смертодного из них, Евгения Яковлева, поставила крест на этой затее: его компаньоны посчитали производство автомобилей делом бесперспективным и прекратили сотрудничество с фабрикой Фрезе. Тот был вынужден закупать двигатели за рубежом, а затем и вовсе продать предприятие Руссо-Балтийскому заводу, на котором стали выпускать первые серийные автомобили.
Но обо всем по порядку. Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893-м году на выставке в Чикаго, где они увидели машину Карла Бенца — и были поражены простотой и эффективностью конструкции. Однако скопировать образец немца было невозможно, ведь тот запатентовал все важные детали автомобиля. Потому русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести каляску на собственном ходу заново. Вес готовой модели составил триста килограммов. Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок десять часов и мог разгоняться до скорости в 21 километр в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода.
 
Романов (1899)

2

Через три года после первого бензинового появился в России и первый электродвигатель. И первый электромобиль. Его создатель — Ипполит Романов, дворянин из Одессы. Автомобиль Романова был гораздо быстрее, но и тяжелее автомобиля Яковлева-Фрезе. Он разгонялся до 37-ми километров в час при весе в 750 килограммов. Примечательно, что практически половину массы машины составлял аккумулятор. Был он одноразовым, подзарядке не подлежал и работал всего 65 километров, то есть в среднем его хватало на два-три часа езды. Кроме легковых автомобилей энтузиаст Романов разработал и испытал модель омнибуса, которая была рассчитана на 17 человек, перемещалась с максимальной скоростью в 19 километров в час и преодолевала 60 километров. В серийное производство ни легковые автомобили, ни омнибусы Романова запущены не были: инженер не смог найти финансовой поддержки, хотя и получил государственный заказ на 80 моделей.

 
Дукс (1902)

3

Не только на бензине и электричестве — еще и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам более изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми. Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии «Дукс». И чуть ли не сразу был удостоен двух призов на конкурсе в Михайловском манеже, первый — за удобство и изящество, второй — за управление экипажем. Причем второй приз получила женщина, госпожа Гильгендорф.
В двигателях локомобилей «Дукс» было от шести до сорока лошадиных сил. Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины, аэросани. Гоночная модель «Дукса» могла развивать скорость до 140-а километров в час!
 Изобретателю и предпринимателю Юлию Меллеру, владевшему компанией «Дукс» всего этого было недостаточно, и с 1910-го года он начинает выпускать самолеты и дирижабли. Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918-м году «Дукс» был национализирован и превращен в «Государственный авиационный завод №1″.
 
Лейтнер, мотоцикл «Россия» (1902)

4

В том же 1902-м году в России появился первый мотоцикл, который так и был назван — «Россия». Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. По сути первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, велосипедом с мотором. Мотор был объемом в 62 кубических сантиметра, потреблял 3,5 литра топлива на сто километров пути и зивал максимальную скорость в 40 километров в час — при 1,75 лошадиных силы. Стоил первый мотоцикл втрое дороже велосипеда: 450 рублей против, к примеру, 135-ти за велосипед «Дукса». Однако эта цена была, как минимум, в десять раз ниже цены легкового авто: недорогие «Рено» стоили пять тысяч рублей, российские модели еще дороже.
Дешевизна в сравнении с легковыми автомобилями относительна, ведь 450 рублей — это почти полугодовой доход россиянина со средним достатком. поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908-му году прекратилась совсем.
5
Лесснер (1904)

5

Что там омнибус или мотоцикл — в 1904-м году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме «Лесснер» по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктор — уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий. Еще в апреле 1901-го года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный «Ласснер» считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России. Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25-ти километров в час.
Другой «Лесснер», темно-зеленый лимузин 1907-го года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили. Из-за сходства конструкции и внешнего вида эту машину называли «Русским мерседесом».
 
Руссо-Балт (1909)

6

Самой популярной маркой автомобилей в царской России стал «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909-м году. Основных можелей было две: С и К. Первая — покрупнее, помощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Второй — поменьше, с двенадцатью лошадьми под капотом.
«Руссо-Балты» были автомобилем мирового класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург — Монако в 1912-м и 1913-м годах, а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще автомобиль оказался одним из самых надежных в мире.

.


Пузырев-28-35 (1911)
7
Автомобили в нашей стране собирали и до Ивана Пузырева, но именно он задался целью собрать полностью российский автомобиль, чтобы каждая деталь его была произведена не за рубежом, а у нас. Правда, и этого Пузыреву было недостаточно: он с нуля разработал собственную конструкцию, правда, все-таки взяв за основу американский «Case». В отличие от конкурентов, инженер-энтузиаст не гнался за выгодой, а все производство подчинял поставленной цели, созданию собственного, отечественного автомобиля. Он усовершенствовал коробку передач, сделав ее более надежной в сравнении с другими — в том числе, зарубежными — аналогами.
Из-за производственных затрат цена автомобиля «Пузырев-28-35″ составила восемь тысяч рублей, что превысило даже цену недешевых «Руссо-Балтов». Машина была надежной, но громоздкой. Все это не прибавляло ей популярности. Да и в прессе патриотический автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями.
К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914-го года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.
Григорий Саблин

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


?

Log in

No account? Create an account