Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Семь дней Страстной недели
algre

Семь дней Страстной недели

Страстная неделя, в народе СтрашнАя, - неделя наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение - Пасха, подобно тому, как ночь озаряют лучи восходящего солнца, как ледяные оковы зимы отступают перед весенним теплом.

 
 «Страшной понедельник на двор идет, всю дорогу вербой метет»

 

Встретив светлый праздник Входа Господня в Иерусалим с освященной вербой в руках, русский человек на следующий же день начинал готовиться к встрече Пасхи. Так, на протяжении всей недели, с самого понедельника, вся Русь крещеная мылась-чистилась: приводили в порядок избы, дворы, огороды, чтобы в чистоте и порядке величать день Светлого Христова Воскресенья. «С Великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горла бабам дела».

Великий вторник

В Великий вторник, как и во все дни Страстной седмицы, Православная церковь вспоминает события последних дней жизни Иисуса на земле, совершает торжественные и продолжительные богослужения, в народной же традиции каждый день Страшно?й недели был отмечен особыми поверьями и обычаями, зачастую обусловленными хозяйственными, бытовыми нуждами. Так во вторник было положено делать "соченое молоко".  Рано утром, до рассвета сметали по закромам конопляное и льняное семя, перемешивали, толкли в ступах и разводили водой - "молоко" готово! Этим зельем поили домашний скот, чтобы уберечь от болезней, поили опять же до восхода солнца да при этом ни в коем случае не показывая "соченого молока" мужикам, иначе " никакого толку не будет от лечения".

 
Великая среда

В этот день Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 серебряников, в чем раскаялся после распятия и удавился. А русскому крестьянину все хлопоты и заботы: из предосторожности, чтобы уберечь скотину от сглаза, вывести животных на двор да облить водой, но не просто водой, а талой, собранной по оврагам, посыпанной прошлогодней  целебной «четверговой» солью. Так отвращали всякую напасть от двора, оберегали «свое» от нечистого, неведомого «чужого», таившегося повсюду в Страшны?е дни, пока жизнь не восторжествовала над тьмою.

 
 

Чистый четверг

 

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое», - сказал Иисус, преломив хлеб во время Тайной вечери. Затем подал ученикам чашу с вином и молвил: «Пейте из нее все. Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Так Спаситель принес себя в жертву, слова и действия его стали основой таинства евхаристии, причащения, которое перед Пасхой совершают в Чистый четверг. В народном представлении телесное и духовное очищение достигалось посредством бытовых действий и обрядов. В этот день хозяйки особенно рьяно мыли, выскабливали полы, лавки, окна, перемывали посуду, вытряхивали половики, стирали белье, постельную и домашнюю утварь – нигде ни пылинки, ни соринки! В Чистый четверг – на то он и чистый -  топили баню, мылись все домочадцы, а так же «приглашали» умерших родителей совершить омовение. Чтобы прогнать прочь болезни и нечисть окуривали жилые и хозяйственные постройки, людей, скот. Изгоняли из дома тараканов и клопов. Очерчивали дом магическим кругом, «закрещивали»: рисовали углем или копотью от четверговой среды кресты на дверях, окнах, заслонке печи, матице – все, чтобы уберечь от дурного влияния. В Великий четверг пережигали в печи соль, которая по народному поверью сама по себе целебна, а «четверговая» особенно. С этого дня начинали стряпать пасхальное праздничное угощение: пекли куличи, делали творожную пасху, красили яйца, варили пиво, готовили мясные яства.

 
Великая пятница

День распятия и крестных мук Спасителя, день строжайшего поста, день, когда выносят из алтаря плащаницу, покрывало с изображением снятого с креста Иисуса, и кладут в центре храма. Священник кадит плащаницу, произносит молитвы, затем ее украшают цветами, зажигают свечи, после чего прихожане подходят «прощаться со Спасителем», целуют образ Христа. В Страстную пятницу русский человек не работал – грешно.

Великая суббота

В Великую субботу, предшествующую Светлому Воскресению Господню, крестьяне на Руси перед сумерками заклинали утренники-морозы, просили их не губить яровые хлеба, лен и коноплю. В этот день начинали святить пасхальные угощения, памятуя о пребывании Иисуса Христа во гробе.

 
Светлое Христово Воскресенье

«Христос воскресе! Воистину воскресе!», - слова ликования, очищения, просветления, которыми мы приветствуем друг друга, поздравляем в Праздник праздников - в светлый день Пасхи. Приступая к утренней освященной пасхальной трапезе, разговляясь после самого долгого и строгого поста, русский крестьянин, преисполненный неизъяснимой радости, отождествлял воскресение Спасителя с возрождением природы. Матушка-природа вместе с человеком торжествовала, праздновала великое евангельское событие - светлую победу над тьмою смерти. Повсеместно ходила слава-молва о "солнечных заигрышах": будто солнце красное, поднимаясь над землей, очищенной воскресением Христа, радостно играет-пляшет своими лучами. "Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, красное, снарядись!", - так детвора и молодежь встречала первые солнечные лучи, а за песней и пляс, и хоровод, и еще хоровод. Хороводами и веселыми гуляньями славилась Светлая Пасхальная неделя, приходившая на смену Страстной.

Юлия Пенегина

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


?

Log in

No account? Create an account