Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Проституция Санкт-Петербурга
algre
Поговорим о любви. Нет, не о бесплатной. О ней вы все сами знаете – разбитое сердце и финансовые расходы, и все. О платной. Сейчас есть сайты с каталогом девушек предоставленых на выбор, а как дело обстояло с продажной любовью в Петербурге начала ХХ века.
ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326831946_1326228563_1001 (640x426, 200Kb)

Власти всегда обижали бедняжек. Иногда даже приравнивая продаваемые ими утехи к курению.



Из наказа ярославскому воеводе Степану Траханиотову от 13 октября 1697 года:
Беречь накрепко, чтобы в городе, на посаде, и в уезде... и в деревнях разбоев, и татьбы, и грабежу, и убийства, и корчем, и блядни, и табаку ни у кого не было; а которые люди учнут каким воровством воровать, грабить, разбивать и красть или иным каким воровством промышлять и корчмы, и блядни, и табак у себя держать, тех воров служилым людям велеть имать и приводить к себе и сыскивать про их воровство накрепко.

*
Петр I приказал полиции вылавливать в городе "гулящих девок" и заключать их в так называемые "прядильные дома", где они занимались прядением. Пряли они, надо думать, без удовольствия.
Из указа Сената от 6 мая 1736 года:
Понеже правительствующему Сенату известно стало, что во многих вольных домах происходят многие непорядки, а особливо многие вольнодумцы содержат непотребных женок и девок, что весьма противно христианскому благочестивому закону. Того ради смотреть, ежели где такие непотребные женки и девки, тех высечь кошками и из тех домов их выбить вон...

*
Елизавету Петровну они тоже раздражали, и она учреждает Секретную больницу, она же Калинкин дом - полицейско-исправительное заведение "для непотребных жен и девок". Лечение проводилось "секретным" путем, больные числились под номерами, иногда даже в масках, и имели право не называть своего имени и звания. Лазарет виделся матушке-государыне как несущий воспитательную нагрузку, и пациентов наказывали: сажали одну овсянку, запрещали свидания, надевали смирительную рубашку, а в случае неповиновения заключали в темный карцер.
Из указа Елизаветы I (август 1750 года):
Понеже по следствиям и показаниям пойманных сводниц и блядей, некоторые указываемые ими непотребные (женщины) скрываются... Ее Императорское Величество указала: тех скрывающихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских, сыскивать, ловить и приводить в главную полицию, а оттуда с запискою присылать в комиссию в Калинкинский дом.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832158_1 (640x480, 151Kb)

это здесь, но здание в первоначальном виде, естественно не сохранилось

Екатерину II равно беспокоили и подрыв экономических устоев необлагаемым налогом промыслом, и распространение сифилиса среди солдат. Поэтому за это можно было сесть, причем, что обидно – за свой счет :


Из принятого при Екатерине II "Устава о благочинии" (от 8 апреля 1782 года):
1. Буде кто дом свой или нанятой откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства, с того взыскать пеню 12-дневное содержание в смирительном доме и сажать его в тот дом, пока не заплатит. Буде кто непотребством своим или инаго делает ремесло, от того имеет пропитание, то за такое постыдное ремесло отослать его в смирительный дом на полгода.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832176_2 (200x256, 12Kb)

После того как указом Николая I жрицы продажной любви были узаконены, учредили Врачебно-полицейский комитет, издали нормативные акты, а тетенькам выдали документ – тот самый желтый билет. Паспорт отбирали и хранили в участке.

Печатан он был на плохой бумаге, быстро желтевшей, оттого и так назван. Есть так же версия, что Павел пытался ввести для них униформу желтого цвета, но мне не верится – это исключительно маркая для петербургского климата одежда, да и обязать пытающихся выглядеть привлекательно женщин носить один цвет нереально.

Итак, появились "билетные", работающие в домах терпимости, дамы, и "бланковые" - труженицы панели.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832201_3 (429x640, 226Kb)

Да если бы на ниве любви промышляли только они! увы. Конкуренция была жестокая.

Были дорогие содержанки (как правило иностранки – мода, престиж; особенно поспособствовал Дюма своей "Дамой с камелиями"). "Встают они поздно, - с явным осуждением писал в 1868 г. анонимный автор "Очерка проституции в Петербурге", - катаются по Невскому в каретах и выставляют себя напоказ во французском театре".


*

Были простушки, часто выходцы из деревень – прислуга,

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832224_4 (303x400, 21Kb)

девушки из кондитерских,

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832239_5 (283x426, 26Kb)

в особенности – модистки и белошвейки.

Ну и конечно женщины из мира театральных подмостков - хористки, танцовщицы кафешантанов - они составляли серьезную конкуренцию "бланковым" девушкам, пытавшимся найти клиентов в местах общественных увеселений, а ранее всего - цыганки. Цыганские хоры - это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832257_6 (624x479, 49Kb)

В 40-70-х гг. брать на содержание цыганок считалось хорошим тоном даже в аристократических кругах. Причем на то, чтобы принять ухаживания должен был дать согласие хор – это не было частным делом. Кстати сказать, цыганки никогда не числились ни в "билетных", ни в "бланковых" проститутках.


*

Слово же "хористка" в предреволюционной России обозначало профессию и репутацию.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832274_7 (345x507, 29Kb)

Девушки по окончанию выступления, вступали с клиентами в связь, не имеющую отношения к вокалу. В контрактах, которые они заключали, часто оговаривали обязанность "ужинать" с гостями по окончанию концерта.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832290_8 (300x400, 21Kb)

Владелец увеселительного театра "Буфф" даже провел реконструкцию помещений, соорудив уединенные ложи и кабинеты.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832306_9 (390x599, 38Kb)

В немногих хористок их поклонники влюблялись, и дело кончалось браком (вспомним Панину, Вяльцеву, Плевицкую). Но чаще судьба певичек заканчивалась грустно.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832323_10 (342x600, 43Kb)

Публичный дом был заведением серьезным.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832349_11 (350x280, 20Kb)

Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим".

Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы.

Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом".

Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.

Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, полагаю, соблюдались когда как.


*
Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

*

Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае !!! не использовать косметики. Я так понимаю – чтобы не пытаться приукрасить товар/услугу.

Власти были к ним, впрочем, были лояльны : в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а

в документе 1888 года, переизданном в 1910 году,

инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось : п. 18 " …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности ".

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832375_12 (405x640, 121Kb)

За крепостью веры их особо никто не следил – была бы вымыта да здорова. "Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что "публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест".

И далее : " Действительно, коммерческая сторона их "предприятия" могла сильно страдать при слишком усердном соблюдении постов". Вот второе замечание мне таинственно. Имеется ввиду, что она в пост не сможет выпивать и закусывать с клиентами ? или что от соблюдения постов она утратит пышность форм, необходимую для работы ?


*

Число работающих дам росло, больница у Калинкина моста расширялась. Попечитель ее князь П.В.Голицын в 1830 мрачно отметил что "по неудобству настоящего помещения больных по роду лечения их невозможно ни ожидать, ни требовать успешного лечения" и решительно взялся за перестройку. Кстати, в том числе разделив сознательных и несознательных - проститутки, направленные в больницу Врачебно-полицейским комитетом и добровольно поступившие пациентки содержались отдельно.


*

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832408_13 (394x311, 19Kb)

на фото : "Отдельный кабинет ресторана гостиницы Европейская, 1924 г".

*

Советская власть о продажных дамах тоже заботилась. В 1928 г. на Большой Подъяческой для них открылся лечебно-трудовой профилакторий. Здесь они лечились, работали в швейных мастерских, учились грамоте. Еженедельно обитательницам город выделял 50 бесплатных билетов в кино, их водили на экскурсии, а в 1929 году даже вывели отдельной колонной на первомайскую демонстрацию.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832423_14 (300x184, 16Kb)

на фото : " Перепись революционных проституток ".

*

И вообще, коммунизм – могила проституции :



Из "Тезисов по борьбе с проституцией", выработанных межведомственной комиссией по борьбе с проституцией (конец 1919 года):
1. Проституция тесно связана с основами капиталистической формы хозяйства и наемным трудом.
2. Без утверждения коммунистических основ хозяйства и общежития исчезновение проституции неосуществимо. Коммунизм -- могила проституции...
16. По отношению к трудящейся женщине, для которой проституция является подсобным промыслом, допустимо применение лишь общих... мероприятий социального, экономического и просветительного характера и прежде всего усиление агитационно-пропагандистской работы.
17. Профессиональные проститутки, единственным источником существования которых является проституция, должны быть рассматриваемы как общественные паразиты и дезертиры труда и наравне с остальными дезертирами должны привлекаться к ответственности на общих основаниях.

ПРОСТИТУЦИЮ - ЛИБО В ТУРЦИЮ, ЛИБО В ГРОБ ЕЕ, ПРОСТИТУЦИЮ!/1326832440_15 (302x531, 28Kb)

картина Б.Григорьева, изображающая даму легкого поведения, называется " Улица блондинок"

*

Да, чуть не забыла. О рекламе.

В начале века появилась форма "поездки за раритетом". Богатые мужчины получали по почте письма следующего содержания:

"Милостевый государь! Случайно узнала, что Вы любитель редкостей. Могу Вам сообщить, что у меня имеются редкости разных стилей, доставшиеся мне от покойного мужа. Бываю дома от 12 до 6 вечера".

Прилагался адрес, по которому любитель действительно мог обнаружить некие раритеты.


*

И вот что важно - о любом предмете можно говорить с душой. Известный исследователь истории проституции Е. Дюпуи писал в начале XX в.: "Гетеры создавали вокруг себя атмосферу соревнования в искании красоты и добра, способствовали развитию науки, литературы и искусства, в этом была их сила и обаяние".

Вот так вот! а то лишь бы ругаться. Во всем можно найти свое очарование и общественную пользу.


?

Log in

No account? Create an account