Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
12 знаменитых агностика мира (часть 2)
algre
Начало здесь

07. Стивен Вайнберг: Вселенной не нужен дизайнер

clip_image007

«Без религии хорошие люди будут делать добро, а плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия». Стивен Вайнберг

Фото: Jordan Naylor/Getty Images for SXSW/Fotobank

Кто такой

Американский физик, лауреат Нобелевской премии за создание теории объединения двух фундаментальных сил природы: электромагнитного и слабого взаимодействий. Автор множества научных и научно-популярных книг: «Первые три минуты» (о том, что было сразу после Большого взрыва), «Теория субатомных частиц», «Гравитация и космология» и многих других.

Атеизм как верность физике

Для Вайнберга, как и для многих ученых-физиков, сама идея Создателя кажется обидной. Какой смысл кропотливо разгадывать тайны мироздания, если все это создал некий «великий дизайнер»? Чего стоят законы природы, если бог может пренебречь ими и сотворить чудо? Конечно, законы природы не всегда просты и понятны. Но они могут объяснить все — от рождения Вселенной до человеческого мозга, — не апеллируя к сверхъестественным сущностям.

Цитатник

«Я никогда не сталкивался с проблемами из-за моих атеистических взглядов. Даже в таком консервативном штате, как Техас, признаются как все виды религии, так и отрицание любой религии. С другой стороны, я всю жизнь занимался наукой и не пытался выдвигаться на государственные должности. Возможно, тогда бы у меня как атеиста начались проблемы». Из интервью «Русскому репортеру».

«Религия оскорбляет достоинство человека. Без религии хорошие люди будут делать добро, а плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия». Из выступления на конференции по космологии.

08. Ноам Хомский: «Я пытаюсь изо всех сил не верить»

clip_image008

«Из всех когда-либо написанных книг, кажется, больше всего геноцида в Библии». Ноам Хомский

Фото: Jorge Dan/Reuters

Кто такой

Американский лингвист и публицист. Хомский — один из тех людей, кого уже привыкли называть гением. В конце XX века его книги были восьмым по частоте использования источником цитат после Маркса, Ленина, Библии, Шекспира, Аристотеля, Платона и Фрейда. Кстати, в этой восьмерке четверо — убежденные атеисты. Из всей компании 84-летний Хомский — единственный живой.

Свое основное научное послание о том, что существуют генетически запрограммированные грамматические принципы, лежащие в основе всех языков, он опубликовал еще пятьдесят лет назад, но лингвистику до сих пор трясет после «хомскианской революции».

Революционером он оказался не только в лингвистике. Хомский — активный пропагандист анархизма бакунинского толка. Сегодня он больше занят политикой: объясняет массам, как транснациональные корпорации с помощью американской военной машины и контроля над СМИ навязывают свою власть миру.

Атеизм как политика

Религия для Хомского — часть политики удержания публики в неведении, пассивности и послушании, инструмент господства и пропаганды. Он воюет не столько с богом, сколько с человеческим нежеланием опираться на разум. Хомский выступает с критикой веры во что бы то ни было, противопоставляя ей рациональное мышление и научный подход.

Цитатник

«Из всех когда-либо написанных книг, кажется, больше всего геноцида в Библии». Из интервью Уоллесу Шону.

«Я недавно увидел результаты социологического исследования, сравнивающего религиозность людей в разных странах. Цифры шокируют. Три четверти американцев верят в религиозные чудеса. Просто поразительно число тех, кто верит в дьявола, в воскресение мертвых, в поступки бога, описанные в Библии. Таких показателей нет больше нигде в индустриально развитых странах». Из книги «Преуспевающее меньшинство и беспокойное большинство».

09. Славой Жижек: «Несмотря на то что я атеист, я молюсь за вас»

clip_image009

«Каждый атеизм несет на себе отпечаток той религии, из которой вырос путем ее отрицания». Славой Жижек

Фото: Matt Carr/Getty Images/Fotobank

Кто такой

Словенский философ и психоаналитик. Самый модный мыслитель современного мира говорит торопливо, размахивает руками, как маньяк-парикмахер, по сто раз в минуту чешет лохматую шевелюру, вытирает нос, теребит бороду — словно переел стимуляторов. Да и содержание его речей на первый взгляд под стать бреду, который перемежается скабрезными анекдотами, пересказами любимых мест из фильмов и абсурдными лозунгами.

Но, привыкнув к Жижеку, понимаешь, что он всегда такой — не стесняющийся себя невротик, превративший свои слабости в элементы авторского стиля. Его манера изъясняться, сочетающая непонятность и провокации, — эффективный способ задеть слушателя за живое, побудить его задуматься, возмутиться, перечитать написанное. Жижек всегда на гребне волны, выступает ли он перед толпой участников движения «Оккупай Уолл-стрит» или публикует философские письма в защиту Pussy Riot.

Атеизм как откровение

Жижек — мастер парадокса, его любимый прием — перевернуть банальное утверждение с ног на голову и посмотреть, что будет. «Если бог есть, то все позволено!» — заявляет он. А потом предъявляет аргументы: обыватель испытывает отвращение к убийству, лишь религия сегодня способна по-настоящему демонизировать врага и дать санкцию на насилие и убийства ради священного дела — отсюда и подъем религиозного насилия в современном мире.

Разоблачительные тексты Жижека о религии читаются как мистические откровения. Он называет себя воинствующим атеистом и тут же переходит к апологии истинного (в его понимании) христианства как религии любви и свободы. По Жижеку, Христос — первый бог-бунтарь, умерев на кресте, он освободил людей от бога, его законов, наград и наказаний. Но свободная жизнь невыносима, и последователи придумали, что он воскрес. Однако, по Жижеку, по-настоящему воскреснуть Христос может только в свободном человеке, который, конечно же, атеист и материалист.

Цитатник

«Каждый атеизм несет на себе отпечаток той религии, из которой вырос путем ее отрицания. Существует особый атеизм еврейского просвещения, практиковавшийся великими евреями от Спинозы до Фрейда; существует атеизм протестантизма — атеизм подлинной ответственности и полагания на собственные силы… Но лишь христианство приписывает атеистическое сомнение самому богу. В своем вопле “Отец, почему ты покинул меня?” Христос совершает то, что для христианина является самым страшным грехом: он колеблется в своей вере. В других религиях есть люди, которые не верят в бога, но лишь в христианстве бог не верит сам в себя». Из книги «От Иова к Христу».

«Ядро религии доступно исключительно для материалистического подхода — и наоборот: для того чтобы стать настоящим диалектическим материалистом, надо пройти через христианский опыт». Из книги «Кукла и карлик».

10. Майкл Шермер: фундаменталист, ставший скептиком

clip_image010

«Совместимы ли наука и религия? Это все равно что спросить: совместимы ли наука и сантехника? Это просто две разные вещи». Майкл Шермер

Фото: архив пресс-службы

Кто такой

Американский историк науки, основатель Общества скептиков,  главный редактор журнала «Скептик». Шермер — борец со всякой мистикой, НЛО, альтернативной историей и прочей лженаукой. А еще он заядлый велогонщик.

Атеизм как скепсис

В молодости Шермер был очень религиозным. Под влиянием своего друга Джорджа он стал проповедником и ходил от двери к двери, неся слово божие. К скептицизму его привел велосипед. В течение месяца молодого Майкла тренировал некий диетолог, который пропагандировал хиромантию, фундаменталистское христианство, энергетические пирамиды и прочие странные штуки, которые звучали красиво, но не помогали быстрее ездить. Разрушению догматов способствовала и учеба в университете, где Шермер изучал экспериментальную психологию и антропологию. Так Америка получила одного из главных скептиков и борцов с суевериями.

Цитатник

«Самое большое препятствие, с которым я сталкиваюсь как атеист в Америке, — это убеждение, что мы ненормальные. Верующие, как правило, чувствуют к нам жалость, относятся как к психически больным. Они редко пытаются на самом деле понять, что мы говорим». Из интервью «Русскому репортеру».

«Совместимы ли наука и религия? Это все равно что спросить: совместимы ли наука и сантехника? Это просто две разные вещи». Из выступления на конференции TED.

11.  Ник Бостром: самое убедительное доказательство бытия бога

clip_image011

«Когда я объяснил одному убежденному атеисту, почему мы, скорее всего, живем в виртуальной симуляции, он сказал мне, что это самое убедительное из всех доказательств бытия бога. Он стал агностиком». Ник Бостром

Фото: архив пресс-службы

Кто такой

Философ, профессор Оксфорда, основатель Всемирной трансгуманистической ассоциации — движения, стремящегося с помощью науки победить старение и радикально расширить возможности человека.

Атеизм как теология

Для трансгуманистов человек не венец творения, а переходное звено от слепой эволюции к осознанной. Они выступают против религии прежде всего потому, что она, даря людям утешительную иллюзию бессмертия, не дает им осознать, что важнее всего спастись от смерти. В результате  исследования, связанные с продлением жизни, получают ничтожное финансирование.

Как пишет Бостром, «есть лишь два пути к бессмертию — биологический и цифровой». Первый связан с остановкой старения, второй — с переходом сознания в информационный мир. Впрочем, есть серьезные основания полагать, что мы уже живем в Матрице.

Фильм «Матрица» произвел столь сильное впечатление на Бострома, что он за месяц написал книгу «Мы живем в компьютерной симуляции?», в которой доказывал, что могущественные постчеловеки, в которых мы рано или поздно превратимся, будут создавать виртуальные вселенные (в чем радость жизни, если не в творчестве?). А значит, мы с  огромной вероятностью уже живем в виртуальной симуляции. Ведь таких виртуальных миров будет создано сколько угодно, поэтому предполагать, что именно наш мир реальный, самонадеянно. Получается, нас, скорее всего, сотворил сверхразум. Только не божественный, а постчеловеческий — но так ли велика разница?

Цитатник

«Атеизм и агностицизм, особенно после появления теории эволюции Дарвина, становились все более привлекательными альтернативами христианству. Но оптимизм конца XIX века часто вырождался в позитивизм и уверенность в неизбежности прогресса. Столкновение этих взглядов с реальностью возымело обратное действие, и многие обратились к иррационализму, ошибочно полагая, что если разум оказался недостаточным, то он бесполезен. Это и вызвало появление антитехнологических, антиинтеллектуальных взглядов, всего этого «Нью эйджа», который до сих пор с нами». Из FAQ по трансгуманизму.

12.  Далай-лама XIV: «Я, наверное, самый большой атеист на Земле»

clip_image012

«Реальность такова, что в современ­ных религиях этика стала приземленной и не является больше адекватной. И поэтому я все больше убеждаюсь, что настало время найти способ размышления о духовном и нравственном вне религии вообще». Далай-лама

Фото: Steven Dewall /Retna Ltd./Corbis/Fotosa.ru

Кто такой

Духовный лидер буддистов. Далай-лама XIV, пожалуй, самый необычный из лидеров мировых религий, да и из наших двенадцати атеистов.

Религиозный лидер Тибета родился простым деревенским мальчишкой. В два года после ритуальных испытаний ламы признали его инкарнацией предыдущего далай-ламы — говорят, увидев его старые игрушки, дите воскликнуло: «Это мое, это мое!» В девять лет юный король-монах навсегда бежал из своей страны, захваченной китайскими войсками.

Повзрослев, он стал настоящей поп-звездой, собирающей стадионы на свои лекции, лауреатом Нобелевской премии мира и просто честным, мудрым и открытым человеком. Его страницу в фейсбуке читают 5 миллионов человек, а статус о том, что религиозная этика не адекватна реалиям сегодняшнего дня, «лайкнули» и перепостили сотни тысяч.

Атеизм как религиозная философия

Лидер мировой религии — атеист? У нас религия ассоциируется прежде всего с верой в личность бога. Но среди традиционных религий Востока отрицание существования бога — явление вполне обычное. Буддизм, джайнизм, ряд школ йоги и адвайты, даосизм, конфуцианство, санкхью называют нетеистическими духовными путями. Буддизм не признает даже наличия души, для него «я» — иллюзия, а реален лишь поток изменений, причин и следствий. Вслед за Буддой далай-лама учит, что, утвердившись в осознании своей истинной природы и иллюзорности «я», человек расстается с привязанностями и обретает свободу.

Далай-лама настаивает на единстве религиозных традиций, а не на превосходстве собственной. Для него в их основе — не вера в того или иного бога, а доброта и сострадание к людям. Далай-лама призывает ничего не принимать на веру, с интересом следит за научными открытиями и техническими новинками, одобряет клонирование и иронично допускает, что, когда ученые изобретут искусственное сознание, он, возможно, переродится в компьютере.

Цитатник

«Моя уверенность в том, что мы должны сделать ставку на науку, опирается на понимание одной основополагающей вещи: и в науке, и в буддизме постижение природы реальности достигается посредством критического исследования. И если научный анализ опровергнет какие-то положения буддизма, мы должны принять это открытие и отказаться от ложных постулатов». Из книги «Вся Вселенная в одном атоме».


?

Log in

No account? Create an account