Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Накануне Ивана Купалы девушки до восхода солнца умывались росой, чтобы красота не вяла
algre

http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/inn5602.a3/0_9462d_93bf9b75_XLСегодня ночью — с 6 на 7 июля — мы будем встречать один из самых таинственных народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством рождества Иоанна Крестителя. В украинском фольклоре, пожалуй, самое большое количество преданий и легенд связано именно с этим праздником. Наши предки никогда не спали в ночь накануне Купалы. Чтобы привлечь в свою жизнь здоровье, удачу и богатство, они всем миром шли к ближайшему водоему, собирали на его берегах лечебные травы, устанавливали купальское деревце, прыгали через очищающий костер. Смелые парубки отправлялись в лес искать мифический цвет папоротника, а девчата пускали на воду венки, чтобы узнать, «звiдки долю чекати»…

Дети надевали на головы веночки и перескакивали через кучи крапивы

В старину праздник, несмотря на пост, отмечали весело. Накануне семья хлопотала по дому, чтобы все привести в порядок. Хозяин отправлялся на поле и с молитвой срезал несколько колосьев, щоб нива родила. Жена оставалась дома и готовила обед. До 12 июля длится Петров пост, и есть мясо и молочные продукты не полагается. Поэтому к столу жарили грибы и рыбу, лепили вареники с овощными и фруктовыми начинками, выпекали медовые коржики, бублики-свистуны и пироги с вишней.

Молодые люди ходили на реку или на озеро и на берегу устанавливали купальское деревце — Купало. На Надднепрянщине, Подолье и Волыни Купало делали из вербы, которую украшали цветами, венками и лентами. А на Полтавщине вместо деревца было соломенное чучело (как на Масленицу) в костюме замужней женщины, но с девичьими разноцветными лентами на голове. Еще мастерили чучело Марены, или Мары, яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом. В течение праздника эту куклу нужно было всячески ублажать, а после уничтожить. В некоторых регионах Украины Мару делали из веток вишни, клена или плели из травы.

Также в честь праздника наряжали самую красивую девушку, ее тоже называли Мареной. Ее задачей было определить, насколько удачным для села будет следующий год. Для этого Марену вели в лес, завязывали ей глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Девица хватала первый попавшийся под руку и протягивала его подружкам. Вытащила венок из свежих цветов — село ожидает благополучный год. Достанет увядший — будут одни неприятности.

На Одесчине девушки несли к морю украшенную лентами ветку. Парни в шутку пытались ее отобрать и обливали девчат водой. Возле моря они «мирились», садились в лодку и бросали ветку в волны. Вообще, обычай топить Купалу фольклористы связывают с древнеславянской языческой верой в то, что в этот день солнце в воде купается.




Ни один праздник Ивана Купалы не обходился без очищающего огня. Вечером всем миром народ выходил за село и раскладывал купальский костер. Для этого использовались освященные в церкви ветки вишни, а также крапива, которая согласно поверью проганяє злих духiв. Парни и девушки брались за руки и первыми с разбегу прыгали через пламя. Если пара не разнимала рук, это был знак, что они скоро поженятся. Детям прыгать через костер не разрешали. Мальчики и девочки надевали на головы веночки и перескакивали через кучи крапивы или чертополоха. Позднее сорняки бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!» В пламя кидали сорочки больных детей, щоб хвороба сгинула. А еще люди верили, что гасить купальские костры нельзя, они должны сами догореть.

Лекарственные травы, собранные на заре, назывались иванками, их освящали в церкви и хранили за иконами

Самым красивым и таинственным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на девичьих венках. С их помощью красавицы выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны сватов ждать. Девушки убегали от парубков, прикрепляли зажженные свечи к венкам и пускали их на воду. Пока венки плыли, девицы шли за ними по берегу и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким». Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — наречений бiдним буде, утонет венок — чекай на похорон. А еще следили, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и жених будет.

В старину считалось, что в день рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую магическую силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Прежде чем зайти в воду, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i моє тiло й душу». Детишки тоже резвились в воде, правда, сначала должны были отнести свои веночки в родительский огород и положить на капусту, чтобы кочаны большими выросли.

Окунались в воду и семейные люди, но быстро выходили на берег. Они собирались своим кругом, чтобы сварить на костре уху или кулеш, закусить и, конечно же, выпить вина или наливочки (пить горилку в пост не позволялось).

С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай купаться в росе. Так, на западе Украины женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав, который должен был защитить их красоту от увядания.

День Ивана Купалы наши предки считали лучшим для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку — «царя». Такой оберег прикрепляли над входной дверью как защиту от злых духов и удара молнии. Люди говорили: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi». Лекарственные травы, собранные с росой на заре, назывались иванками, их освящали в церкви и хранили за иконами. Чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежье ушко рвали, чтобы избавляться от нарывов, ромашкой поили детей, полынью врачевали желудочные хвори, а тысячелистник употребляли для аппетита. Собирали иванки, приговаривая: «Земле-мати, благослови мене траву брати».

Девчата одними целебными травами не довольствовались, а искали еще и приворотные. Стебли прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!»

По народному поверью один раз в год накануне праздника Ивана Купалы маленькими и яркими, как огонь, цветочками украшается папоротник. Кому удастся раздобыть этот волшебный цветок, для того не будет ничего невозможного: он узнает, где в земле лежат клады, сможет открывать любые замки без ключа…

Раздобыть цветок папоротника очень непросто, так как цветет он всего одно мгновение и охраняет его всякая нечисть. Поэтому к выбранному кусту папоротника смельчак отправляется еще с вечера. Расстелив вокруг растения скатерть, на которой двенадцать раз был освящен пасхальный кулич, полагалось столько же раз освященным ножом очертить вокруг себя круг. Окропить все святой водой и помолиться. Легенда утверждает, что ночью на искателя сокровищ поползут ужи, станут набрасываться звери, поднимется свист и рев — это нечистый прогоняет непрошеного гостя. Однако, если смельчак не оглянется и будет продолжать молиться, черт не сможет перейти круг. В полночь папоротник расцветает, и в то же мгновение цветок упадет на скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать под рубашку, а затем бежать, не оглядываясь. Страхи, сопровождающие процесс добычи цветка, так сильны, что их обычно никто не выдерживает, поэтому хозяином чудесного талисмана можно стать только случайно. Но неудачи и по сей день только подстегивают смельчаков, которые верят, что той, хто цю квiтку знайде, щастя матиме.

Также в день Ивана Купалы следили за погодой, чтобы узнать, каким будет урожай. Например, считалось, что, если 7 июля пройдут грозовые дожди, то орехи пустыми будут. Если погода солнечная, сад порадует обильным урожаем.

 

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


?

Log in

No account? Create an account