Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Фантастика. Разбираемся с видами
algre

Вид фантастики. Криптоистория

Что делать, если в вашем распоряжении множество интересных, но непроверенных фактов? Писать криптоисторию!

История, казалось бы, точная наука. Факты и даты — её плоть и кровь.... Но где гарантия, что исторические источники правдивы? Их ведь, как правило, пишут победители! А сонмы ученых творчески интерпретируют прошлое на потребу власти или просто для души. Поэтому закономерным выглядит возникновение криптоистории, чьи адепты готовы поведать миру, как оно было на самом деле.
На Западе довольно давно существует понятие “secret history”, хотя в отдельное направление фантастики “тайная история” не выделяется. Термин пошел от одноименной книги византийского историка Прокопия Кесарийского, в которой он поведал о закулисной жизни великих людей. Современная криптоистория бывает двух основных типов — околонаучные труды и беллетристика.

Для начала разберемся, чем криптоистория отличается от альтернативной истории. Возьмем простейший пример из учебника истории: бывший император французов Наполеон Бонапарт скончался в 1821 году на острове Святой Елены.
В альтернативной истории Наполеон бы бежал с острова и лет через двадцать создает новую империю (“Другая жизнь Наполеона” Михаила Первухина)
Но если Наполеон умер не своей смертью, а был отравлен? Или убежал с острова и прожил оставшуюся жизнь как частное лицо (фильм “Мсье N”)? Это уже криптоистория.

Проникнуть за кулисы событий прошлого и показать их глазами вымышленных персонажей попытался еще родоначальник исторического романа сэр Вальтер Скотт. Но “отцом” художественной криптоистории с полным правом можно назвать блистательного Александра Дюма, который во многих произведениях показывал “подлинные” причины реальных событий.
Почему вспыхнула англо-французская война в “Трех мушкетерах”? Политические и религиозные противоречия — лишь дымовая завеса. На самом деле конфликт произошел из-за любовного треугольника между королевой Анной, кардиналом Ришелье и герцогом Бэкингемом.

Один из магистральных потоков криптосторической литературы посвящен тайным козням подспудных Сил. Кого только не записывают в вершители судеб мира! Особой популярностью пользуются тайные общества и мистические культы. Тамплиеры, розенкрейцеры, масоны, исмаилиты, иезуиты, нацисты, сатанисты и прочие.
Умберто Эко “Маятник Фуко”, Лоуренс Норфолк “Словарь Ламприера", Олег Платонов “Криминальная история масонства” и другие.
 
Еще один вариант — криптохронология академика Фоменко (“Какой сейчас век?”, “Античность — это средневековье”). За рубежом тоже появлялись публикации о том, что общепринятая историческая датировка якобы подделана (“Неизвестная история человечества” Майкла Кремо и Ричарда Томпсона), но “открытие” оказалось востребовано лишь маргинальной частью западной публики.
Валерий Демин “От ариев к русичам”, Вадим Панов “Тайный город”

И наиболее популярный вариант криптоистории – солянка. Берем какой-либо факт, добавляем фантазию и получается криптографический миф. На фоне подобных изысканий откровенная фантастика выглядит почти реальностью. Вот Сталин и Берия приказывают уничтожить зону контакта с инопланетянами, прикрываясь техническим испытанием ядерного устройства (Сергей Синякин “Операция прикрытия”). А после головокружительного успеха романа Дэна Брауна “Код да Винчи”, читающая публика по всему миру бойко расхватывает истории о древних предметах, таящих в себе великие тайны. Но в данных книгах криптоистория лишь дополнение к детективу.
 
Но стоит помнить, что истинная криптоистория — лишь творческий метод для создания умного и увлекательного произведения, которое пробуждает в нас живость мысли, а не пытается впарить махровую чепуху под видом Великого Откровения.

Виды фантастики. Дизельпанк

Еще одна альтернативная история человечества. Что на этот раз? Гигантские небоскребы и дирижабли.
Представьте себе, что в 30-е годы прошлого столетия человечество пошло по совершенно иному пути развития: гигантские дирижабли, причудливые многомоторные самолеты, разумные компьютеры на радиолампах, шагающие роботы величиной с дом. Мировые войны уже стерли с лица земли целые нации. Вместо могущественных корпораций, плетущих нити заговоров, действуют маньяки-одиночки, мечтающие захватить власть над нашей планетой.
Атомных бомб нет, зато есть лучи смерти, способные перерезать пополам броненосный крейсер. Реактивные двигатели, транзисторы, генетика и химия — зачем все это? У нас ведь есть дизели, богатое воображение и железная воля.
Что такое “дизельпанк”? Наивная ретрофантастика в духе 1930-х годов сейчас переживает свое второе рождение. Этот жанр обычно называют “дизельпанк”, часто путая его со “стимпанком” — хронологически более молодым фантастическим миром паровых машин, людей-невидимок, агрессивных пришельцев с Марса и благородных героев Жюль Верна. Стимпанк — это приключения на рубеже 19 и 20 веков, дизельпанк — стилизованные 20-е и 30-е годы прошлого века.
Почему в названии этого жанра на первом месте стоит слово “дизель”? Виной всему Рудольф Дизель (1858-1913) — талантливый немецкий инженер, создавший поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Главной особенностью этого изобретения было то, что в цилиндр засасывался не бензин, а воздух. Такой двигатель не нуждался в сложной конструкции электрического зажигания. Топливо подавалось в цилиндр под давлением, а его полному испарению способствовала высокая температура. Поэтому двигатель Дизеля не требовал дорогого и редкого по тем временам бензина, а работал на самом низкокачественном сырье. Из недостатков двигателя можно было отметить его большой вес.
Моя идея настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать — я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!

Р. Дизель о своем двигателе в письме к родным
Дизельпанку свойственен гигантизм. Логика здесь проста — имея мощные дизельные двигатели, инженеры могут создавать конструкции совершенно невероятных размеров. Эта особенность молодого фантастического жанра в целом соответствует реальности начала 20 века. Именно тогда начали строиться первые американские небоскребы. Со стапелей на воду спускались суда огромного водоизмещения (вспомним тот же “Титаник”, высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала).
Возникает вопрос — почему же циклопическая архитектура дизельпанка так и не стала реальностью? Виною тому явилась Великая Депрессия, бушевавшая в США с 1929 по 1933 год. Она подорвала экономическую мощь страны и на многие годы затормозила дальнейшее строительство небоскребов. Кроме того, вскоре началась Вторая Мировая война. О высотных зданиях позабыли. Они стали строиться лишь в 50-70-е годы двадцатого века — но это было уже другое время: космос, атомная энергия и холодная война. Возможность развивать архитектуру в стиле дизельпанка была безвозвратно утеряна.
Другой обязательный элемент дизельпанка — дирижабли. Преимущества дирижаблей перед другими видами воздушного транспорта (в первую очередь — самолетами) очевидны. Они были способны нести несколько десятков тонн полезной нагрузки, требовали несравненно меньше топлива, хорошо сопротивлялись повреждениям — это справедливо для гелиевых цельнометаллических дирижаблей, так как мягкооболочные, наполненные водородом, часто взрывались; а также могли находиться в воздухе до 130 дней подряд (рекорд советского дирижабля “СССР В-1”, поставленный в 1937 году).
Дизельпанк — жанр чрезвычайно молодой. Ему насчитывается от силы несколько лет, поэтому дальнейшее перечисление его признаков будет весьма условным. Дело в том, что дизельпанк — прежде всего фантастика. Из вышеприведенного материала следует, что развитие науки и техники вполне могло пойти и несколько другим путем — сейчас бы мы жили в исполинских небоскребах и добирались на работу в маршрутных дирижаблях.
С дизелем разобрались, но почему «панк»? Слово “панк” применительно к художественному жанру обычно обозначает свободу, независимость от каких-либо общественно-культурных обычаев, бунтарство (реже — стремление к саморазрушению). Однако в случае с дизельпанком смысловые акценты термина “панк” смещаются в сторону пьянящего чувства, которым наделяет нас могущество моторов. Человек наконец-то почувствовал себя истинным царем природы. Перед ним раскрываются невиданные доселе возможности.Но вместе с силой приходит и зависимость от машин. Появляются новые опасности — сумасшедшие ученые, вышедшие из-под контроля роботы, либо даже злобные инопланетяне, обладающие более высоким, но все равно дизельпанковским уровнем технологий.
Герои дизельпанка, в целом, соответствуют антигероям — это храбрые одиночки, умелые летчики, моряки (основная стихия дизельпанка — небо или вода), талантливые ученые. В их распоряжении находятся новейшие технологии этого времени. Они ограничены в средствах, но им помогают верные друзья, правительственные агенты, а главное — героям дизельпанка всегда сопутствует удача.
Мир дизельпанка — грязное место. Индустриализация идет полным ходом — в воздухе пахнет машинным маслом, выхлопными газами и порохом. Старое доброе огнестрельное оружие успешно соседствует с новейшим энергетическим. Реактивные двигатели мирно уживаются с винтовыми. В смешении старой и новой технологии нет никакого противоречия — напротив, это составляет истинный дух и атмосферу дизельпанка.
Вместе с тем, дизельпанку свойственна романтика 1930-х годов. Вальс, чарльстон, шампанское и розы. Летчики-блондины с ослепительными улыбками идут на подвиг ради холодных и прекрасных женщин с хищными красными губами.

Мир сильно “германизирован”. В 1930-х годах Германия была одной из самых передовых (во всех отношениях) стран. Она стремительно восстанавливалась после поражения в Первой Мировой войне, готовилась к новой экспансии, а потому осуществляла мощный научно-технический прорыв. Отсюда — все гениальные ученые дизельпанка, а следовательно — все проблемы главных героев этого жанра так или иначе связаны с нацистской Германией.
 

Виды фантастики. Постапокалипсис

Опустошенная Земля. Лишенная озонового слоя и выжженная солнцем. Покрытая вышедшими из берегов океанами. Вывернутая наизнанку чудовищным оружием. Погребенная под грудами технологических отходов... Жалкие остатки человечества ютятся на обломках великой цивилизации. Что стало вратами Апокалипсиса? Война? Эпидемия? Стихийное бедствие? Космический катаклизм? Кто знает...
Постапокалиптическая фантастика повествует о мрачном и суровом будущем после гибели устоявшегося мира. Настоящий бум постапокалиптической фантастики произошел после появления атомной бомбы, когда мир и вправду оказался на грани самоуничтожения. Потом возникли новые угрозы: загрязнение окружающей среды, истощение озонового слоя, перенаселение... Благодатное поле для придумывания кошмарных вариантов будущего!

Итак, разберемся, как авторы любят уничтожать мир:
1. Космос – первопричина всех человеческих бед.
Метеорит или комета — один из излюбленных фантастами способов радикально разобраться с человечеством. Тем более камни с небес и так валятся на Землю регулярно и в большом количестве, различаясь только размером. Возможно, исчезновение динозавров и ледниковый период были вызваны падением огромных метеоритов. А Тунгусская катастрофа? В общем, легко представить, что случится с нашей планетой, если из космоса пожалует «каменный гость» эдак с километр диаметром.

(Ларри Нивен и Джерри Пурнелл «Молот Люцифера»; Джона Кристофер «Год кометы», Фрица Лейбер «Странник») Кроме небесных тел, из космоса могут явиться и другие фатальные сюрпризы. Солнечный шторм вызывает эпидемию массовых самоубийств («День дураков» Эдмунда Купера). Роковым для землян оказывается взрыв в ядре галактики («Ад» Фреда Хойла). Конечно же, дело не обойдется без инопланетян.
2. За дело берется Мать Земля.
Матушка-Земля может и без космического вмешательства разобраться по-свойски с человеческими паразитами. Из-за глобального потепления тают арктические льды и начинается новый всемирный потоп («Водный мир» Джеймса Балларда). Парниковый эффект порождает монструозное торнадо («Дурная погода» Брюса Стерлинга), встречаются и более экзотические катаклизмы, например, остановка планеты.
Причиной апокалипсиса может быть и эпидемия.
3. Третья мировая и этим все сказано.
Ядерная война – одна из наиболее распространенных версий гибели Земли, во всяком случае, сейчас. Человечество не только осталось без дома, ядерное оружие породило ужасных мутантов (Глуховский «Метро 2033»)

Что дальше?

Действие постапокалиптической фантастики может происходить сразу же после глобальной катастрофы, с упором на психологию оставшихся в живых людей, их тяжкую борьбу за выживание, — или значительно позже, с показом нового общества, возникшего на обломках цивилизации. Такое общество часто изображается как возврат человечества в прошлое, когда остатки чудом уцелевшей технологии воспринимаются людьми как магия.

В этом случае, автор показывает как рушатся устои общества, людей превращает в убийц желание выживать. Для людей нет больше правил, они живут по одному закону: выживает сильнейший.
В итоге, либо мир уничтожен полностью и людям остается только выживать, либо они соберутся строить новый мир и начать все сначала.
Вывод?

Мир разрушить легко, об этом и говорит постапокалиптическая литература. Не смотря на иногда несколько изощренные способы уничтожения мира. Но будет ли апокалипсис на самом деле? Или это только выдумки авторов?


Виды фантастики. Стимпанк

По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту.
Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка.
Стимпанк — подвид фантастики, действие которого происходит в мире, где главенствуют технологии паровых машин, заменивших электронику. Альтернативная история. Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений. То есть главные герои – яркие индивидуалисты, которые идут против всяких систем и предрассудков.
В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна, чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля.

Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона.

Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории:
1. Альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк.
Стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
«Лига выдающихся джентельменов» «33 несчастья» «Назад в будущее»
2. Фэнтези-стимпанк.
Действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Серия игр Final Fantasy, «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг»

Стимпанк интересен своей необычностью. Он предоставляет собой новое поле для стилистических решений и сюжетных маневров. Синтез старины и высоких технологий может быть интересен как любителям фэнтези, так и поклонникам научной фантастики

Виды фантастики. Киберпанк

Киберпанк. Матричные богатыри Нео, Морфеус и Тринити... Киберковбои киберспейса... Лабиринт отражений... Иноземье виртуального мира... Танцующий с киборгами и бегущий от репликантов... Все смешалось в доме, который построили Брюс и Уильям.
Слово «cyberpunk» придумал американский писатель Брюс Бетке, который в ноябре 1983 в журнале Amazing Science Fiction Stories опубликовал одноименный рассказ. Причем Бетке окрестил персонажа рассказа киберпанком лишь по двум причинам — тот был хакером и носил панковскую прическу.
Чуть позже известный критик и редактор Гарднер Дозуа, рецензируя творчество Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона, употребил придуманное Бетке слово как термин в своей интерпретации — от cybernetics (кибернетика) и punk (отребье, по аналогии с панк-роком).
Идея киберпанка в том, что общество стремится исключительно к материальному благополучию, что превращает людей в абсолютно бездушные существа, которым плевать на все, кроме самих себя. Мир разделился на два полюса: извращенная роскошь и полное бесправие и нищета.
Действие киберпанка происходит в будущем. Власть подчинена транснациональным корпорациям. Положение в мире: анархия. Города – многомиллионные мегаполисы.
Искусственный интеллект давно превзошел человеческий. Главная ценность - информация.
Киберпанк мрачен, но эта мрачность честна. Уже нынешнее поколение сможет наблюдать, как последствия столетнего маниакального равнодушия и небрежного отношения к окружающей среде отразятся на людях...Нам еще больше повезет, если мы не станем свидетелями мучительной смерти десятков миллионов людей...Эти перспективы должны повлиять на наши чувства, мысли и действия.

Брюс Стерлинг
Герои киберпанка являются людьми «вне закона». Хакеры, одиночки, аутсайдеры. Те, кто упорно не желает подчиняться существующему режиму. Им плевать на прогнивший мир и жителей этого мира. Главный герой киберпанка - аморальный эгоцентрик и мизантроп, жаждущий освобождения от условностей.
Основоположниками движения киберпанков считаются американцы Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон.

Книги: Гиббсон "Джонни Мнемоник", "Граф Ноль", "Отель синяя роза" "Мона Лиза овердрайв", "Нейромант"; Стерлинг "Схизматрица" и др.
Фильмы: "Джонни Мнемоник", "Матрица", "Робокоп", "Тринадцатый этаж" и др.

Аниме: "Призрак в доспехах", "Эксперименты Лейн", «Кибер-город Эдо 808» и др.

Виды фантастики. Утопия и антиутопия

Покончить с утопиями — это и есть утопия.
Томас Молнар
Что ждет нас в будущем? По какому пути пойдет человечество? Возможно, люди, наконец, научатся на ошибках прошлых поколений и построят совершенное общество. Или изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно невыносимой. Фантасты не раз пробовали найти ответы...
Итак, 2 противоположности: Утопия (utopia) показывает общество с почти идеальным устройством, где все прекрасно. Антиутопия (dystopia) изображает мир, в котором все, что могло пойти не так, именно туда и пошло.
В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Термин греческий, от eu — благо и topos — место, буквально «благословенная страна» (другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет»).
Широко известным термин стал после появления в 1516 году одноименной книги английского гуманиста и политика Томаса Мора, действие которой происходило на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд — всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Томас Мор не был фантастом, его труд — одновременно мечта об «идеальном» обществе и памфлет на современное ему социальное устройство.
Развил эту идею итальянец Томмазо Кампанелла в «Город Солнца» (1602)
В утопии можно вычленить несколько течений, зависящих от вариантов трансформации общества: 1. Технократическая утопия, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретения. 2. Политическая утопия — попытка конструирования максимально совершенного государства за счет эффективного механизма власти.
3. Эволюционно-социологическая утопия, где достижения общества основаны на поступательной эволюции и самосовершенствовании людей.

Писатели 20 века относились к созданию утопии с большим скептицизмом, нежели их предшественники.

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством в течение длительного периода. Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы») и Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»).
 
Жанр антиутопии расцвел после Первой мировой войны, когда на волне революционных преобразований в некоторых странах попытались воплотить в реальность утопические идеалы.

Ныне антиутопия продолжает оставаться востребованным направлением НФ, во многом смыкаясь с политической фантастикой. Ведь общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу («Королевская битва» Коушуна Таками, «Акселерандо» Чарльза Стросса).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru


?

Log in

No account? Create an account