algre (algre) wrote,
algre
algre

Двуглавый орел и версии его появления на Руси

Двуглавый орел и версии его появился на Руси

11 апреля 1857 года император Александр II официально утвердил двуглавого орла гербом Российской империи. Мы решили разобраться, как этот загадочный символ вообще попал на Русскую землю.

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси  «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орел был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

"Габсбургская птица"

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

Татарская валюта

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно, с какой стати Русь должна была перенять символ империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках "татарскую валюту". В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

 
Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments