?

Log in

No account? Create an account

Хорошего понемножку

Будем посмотреть

Previous Entry Поделиться Next Entry
Накануне Ивана Купалы девушки до восхода солнца умывались росой, чтобы красота не вял
algre

Накануне Ивана Купалы девушки до восхода солнца умывались росой, чтобы красота не вял

 

Ночью — с 6 на 7 июля — мы будем встречать один из самых таинственных народных праздников — Ивана Купалы. Он совпадает с церковным торжеством рождества Иоанна Крестителя. В украинском фольклоре, пожалуй, самое большое количество преданий и легенд связано именно с этим праздником. Наши предки никогда не спали в ночь накануне Купалы. Чтобы привлечь в свою жизнь здоровье, удачу и богатство, они всем миром шли к ближайшему водоему, собирали на его берегах лечебные травы, устанавливали купальское деревце, прыгали через очищающий костер. Смелые парубки отправлялись в лес искать мифический цвет папоротника, а девчата пускали на воду венки, чтобы узнать, «звiдки долю чекати»…

Дети надевали на головы веночки и перескакивали через кучи крапивы

В старину праздник, несмотря на пост, отмечали весело. Накануне семья хлопотала по дому, чтобы все привести в порядок. Хозяин отправлялся на поле и с молитвой срезал несколько колосьев, щоб нива родила. Жена оставалась дома и готовила обед. До 12 июля длится Петров пост, и есть мясо и молочные продукты не полагается. Поэтому к столу жарили грибы и рыбу, лепили вареники с овощными и фруктовыми начинками, выпекали медовые коржики, бублики-свистуны и пироги с вишней.

Молодые люди ходили на реку или на озеро и на берегу устанавливали купальское деревце — Купало. На Надднепрянщине, Подолье и Волыни Купало делали из вербы, которую украшали цветами, венками и лентами. А на Полтавщине вместо деревца было соломенное чучело (как на Масленицу) в костюме замужней женщины, но с девичьими разноцветными лентами на голове. Еще мастерили чучело Марены, или Мары, яка морить землю стужею, а людей — хворобою та голодом. В течение праздника эту куклу нужно было всячески ублажать, а после уничтожить. В некоторых регионах Украины Мару делали из веток вишни, клена или плели из травы.

Также в честь праздника наряжали самую красивую девушку, ее тоже называли Мареной. Ее задачей было определить, насколько удачным для села будет следующий год. Для этого Марену вели в лес, завязывали ей глаза и опускали в заранее приготовленную яму, наполненную венками из свежих и увядших цветов. Девица хватала первый попавшийся под руку и протягивала его подружкам. Вытащила венок из свежих цветов — село ожидает благополучный год. Достанет увядший — будут одни неприятности.

На Одесчине девушки несли к морю украшенную лентами ветку. Парни в шутку пытались ее отобрать и обливали девчат водой. Возле моря они «мирились», садились в лодку и бросали ветку в волны. Вообще, обычай топить Купалу фольклористы связывают с древнеславянской языческой верой в то, что в этот день солнце в воде купается.




Ни один праздник Ивана Купалы не обходился без очищающего огня. Вечером всем миром народ выходил за село и раскладывал купальский костер. Для этого использовались освященные в церкви ветки вишни, а также крапива, которая согласно поверью проганяє злих духiв. Парни и девушки брались за руки и первыми с разбегу прыгали через пламя. Если пара не разнимала рук, это был знак, что они скоро поженятся. Детям прыгать через костер не разрешали. Мальчики и девочки надевали на головы веночки и перескакивали через кучи крапивы или чертополоха. Позднее сорняки бросали в воду, приговаривая: «Iван купався та й у воду впав!» В пламя кидали сорочки больных детей, щоб хвороба сгинула. А еще люди верили, что гасить купальские костры нельзя, они должны сами догореть.

Лекарственные травы, собранные на заре, назывались иванками, их освящали в церкви и хранили за иконами

Самым красивым и таинственным обрядом купальской ночи, бесспорно, считается гадание на девичьих венках. С их помощью красавицы выясняли, выйдут ли в этом году замуж и с какой стороны сватов ждать. Девушки убегали от парубков, прикрепляли зажженные свечи к венкам и пускали их на воду. Пока венки плыли, девицы шли за ними по берегу и пели: «Плинь, плинь, вiночку, гарний, з барвiночку, за миленьким, за миленьким». Если венок плыл ровно и свеча не гасла, это был знак, что девушка скоро выйдет замуж, если крутился на месте — ще дiвуватиме, потухнет свеча — наречений бiдним буде, утонет венок — чекай на похорон. А еще следили, к какому берегу венок пристанет, ведь оттуда и жених будет.

В старину считалось, что в день рождества Иоанна Крестителя вода приобретает особую магическую силу, как человеческая душа после таинства крещения. Поэтому после гаданий молодежь отправлялась купаться. Прежде чем зайти в воду, полагалось трижды произнести: «Водице-студенице, ти вмиваєш луги, береги, камiння-кремiння. Омий i моє тiло й душу». Детишки тоже резвились в воде, правда, сначала должны были отнести свои веночки в родительский огород и положить на капусту, чтобы кочаны большими выросли.

Окунались в воду и семейные люди, но быстро выходили на берег. Они собирались своим кругом, чтобы сварить на костре уху или кулеш, закусить и, конечно же, выпить вина или наливочки (пить горилку в пост не позволялось).

С верой в чудодейственную силу природы связан также обычай купаться в росе. Так, на западе Украины женщины и девушки до восхода солнца волочили по луговой траве чистый холст, собранную влагу выкручивали в ведра и умывались, после чего повязывали пояс из ароматных трав, который должен был защитить их красоту от увядания.

День Ивана Купалы наши предки считали лучшим для заготовки оберегов на все случаи жизни. К примеру, в Закарпатье мужчины шли в лес, чтобы отломить от смереки верхушку — «царя». Такой оберег прикрепляли над входной дверью как защиту от злых духов и удара молнии. Люди говорили: «Iлько-громовик обминає ту хижу, де є царi». Лекарственные травы, собранные с росой на заре, назывались иванками, их освящали в церкви и хранили за иконами. Чередой запасались, чтобы лечиться от золотухи, медвежье ушко рвали, чтобы избавляться от нарывов, ромашкой поили детей, полынью врачевали желудочные хвори, а тысячелистник употребляли для аппетита. Собирали иванки, приговаривая: «Земле-мати, благослови мене траву брати».

Девчата одними целебными травами не довольствовались, а искали еще и приворотные. Стебли прятали под сорочкой и приговаривали: «Тирлич, тирлич, хлопцiв приклич!»

По народному поверью один раз в год накануне праздника Ивана Купалы маленькими и яркими, как огонь, цветочками украшается папоротник. Кому удастся раздобыть этот волшебный цветок, для того не будет ничего невозможного: он узнает, где в земле лежат клады, сможет открывать любые замки без ключа…

Раздобыть цветок папоротника очень непросто, так как цветет он всего одно мгновение и охраняет его всякая нечисть. Поэтому к выбранному кусту папоротника смельчак отправляется еще с вечера. Расстелив вокруг растения скатерть, на которой двенадцать раз был освящен пасхальный кулич, полагалось столько же раз освященным ножом очертить вокруг себя круг. Окропить все святой водой и помолиться. Легенда утверждает, что ночью на искателя сокровищ поползут ужи, станут набрасываться звери, поднимется свист и рев — это нечистый прогоняет непрошеного гостя. Однако, если смельчак не оглянется и будет продолжать молиться, черт не сможет перейти круг. В полночь папоротник расцветает, и в то же мгновение цветок упадет на скатерть, которую нужно быстро свернуть и спрятать под рубашку, а затем бежать, не оглядываясь. Страхи, сопровождающие процесс добычи цветка, так сильны, что их обычно никто не выдерживает, поэтому хозяином чудесного талисмана можно стать только случайно. Но неудачи и по сей день только подстегивают смельчаков, которые верят, что той, хто цю квiтку знайде, щастя матиме.

Также в день Ивана Купалы следили за погодой, чтобы узнать, каким будет урожай. Например, считалось, что, если 7 июля пройдут грозовые дожди, то орехи пустыми будут. Если погода солнечная, сад порадует обильным урожаем.

 

Татьяна САГУЛА, Анна ВЫСОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru