«Tetris» был впервые написан Алексеем Пажитновым в июне 1985 года на компьютере Электроника-60. Работая в ВЦ Академии наук СССР, Пажитнов занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи, а для обкатки идей применял головоломки, в том числе и классическое «пентамино». Однако вычислительных мощностей тогдашнего оборудования не хватало для вращения пентамино, приходилось отлаживать в тетрамино, что и определило название игры — «Тетрис» (от др.-греч. — четыре). |
Для IBM PC игра была переписана 16-летним школьником Вадимом Герасимовым. |
После успеха «Tetris» в Москве и Будапеште, игрой заинтересовалась британская компания «Andromeda», которая попыталась приобрести у Пажитнова права на ее реализации. Однако, незадолго до этого права на игру были проданы «Spectrum Holobyte». После неудачи с заключением сделки с Пажитновым «Andromeda» попыталась перекупить игру у венгерских программистов. |
В 1986 году «Spectrum Holobyte» выпустила версию для IBM PC в США. |
Интересным остается тот факт, что в 1987 году «Andromeda» заявила о своих правах на игру для PC и любых других домашних компьютеров. В 1988 году советское правительство через организацию «Электроноргтехника» («Элорг») оспорило данную версию американской компании. К 1989 году полдюжины разных организаций заявили о своих правах на версии «Тетриса» для разных компьютеров, игровых консолей и карманных электронных игрушек. |
В последствие «Элорг» предоставила все права на использование PC-версии игры компании «Atari Games», а права на версии для игровых консолей и карманных электронных игрушек — «Nintendo». Последние получили неплохую прибыль, но сам Алексей Пажитнов от данной сделки много не выиграл. |
Известно, что компания «Tengen» выпустила свой вариант игры для консоли «Nintendo Entertainment System». Продукт носил название «TETЯIS». Однако после судебного иска, поданного «Nintendo» игру пришлось отозвать, продав около 50 тысяч экземпляров. |
Версии игры для консолей «Famicom» и «Game Boy» были проданы тиражом более чем 3 млн. копий. В 1996 году Алексей Пажитнов вместе с Хэнком Роджерсом (Henk Rogers) создал компании «The Tetris Company LLC» и «Blue Planet Software», тем самым зарегистрировав слово «Tetris» как торговую марку. С тех пор несколько компаний купили у TTC лицензию, но законность игр «тетрамино», которые не используют название Tetris, не оспаривалась в суде, так как по американским законам, игру нельзя защитить авторским правом (только запатентовать). |
В некоторых версиях одной из мелодий, сопровождающих игровой процесс, является «Калинка» Ивана Ларионова. |
Успех «Tetris» породил ряд статей на тему теории игры :- «Tetris is Hard, Even to Approximate» Эрик Д. Димейн (Erik D. Demaine), Сюзан Хохенбергер (Susan Hohenberger) и Дэвид Либен-Ноуел (David Liben-Nowell). - «How to Lose at Tetris» Хайди Бурджил (Heidi Burgiel). |
Персонаж игры «Neo Geo Battle Coliseum» может вызывать фигурки из «Tetris» для атаки врагов. |