Они ходили, как люди, были такого же роста и телосложения. Но огромные головы и детские лица выделяли их среди древних жителей Южной Африки. Они не прилетали с другой планеты, не возвращались из далекого будущего. Они жили несколько десятков тысяч лет назад, а потом неожиданно исчезли. Объем мозга этих загадочных существ, которых ученые назвали боскопами, превышал размер нашего мозга на треть. Потрясающе интересный объект для исследований? Да. Но вот уже полвека, как боскопы исчезли из поля зрения науки – еще в 1958-м антропологи решили, что в ископаемых останках этих гоминидов нет ничего необычного.
Несколько недель назад боскопы неожиданно «воскресли»: Гари Линч и Ричард Грэйнджер, известные американские специалисты по нейрофизиологии, опубликовали книгу «Большой мозг: происхождение и будущее интеллекта человека». Авторы предположили, что боскопы благодаря объему мозга обладали такими возможностями, что и сейчас недоступны человеку. Антропологи приняли книгу в штыки, ведь ее авторы даже несведущи в антропологии. «Всё это похоже на миф об атлантах», – пишет в своем блоге профессор антропологии Университета Висконсин-Мэдисон Джон Хокс. Спор о боскопах, разгоревшийся с новой силой спустя много лет, сначала кажется банальной перепалкой между профессионалами и дилетантами, посягнувшими на святое. На самом деле, речь идет о попытке ученых разобраться в эволюции мозга и, может быть, решить старый вопрос: влияют ли размеры черепа на функциональность его содержимого? Иными словами – можно ли провести параллели между объемом и интеллектом?
О том, что боскопы существовали, научному сообществу стало известно осенью 1913-го, когда директору музея в Порт-Элизабет (современная территория ЮАР) Фредерику Фитцсимонсу принесли несколько обломков старых костей. После выезда на место находки в окрестности города Боскоп Фитцсимонс решил, что это куски черепа, причем непропорционально большого. Череп принадлежал человеку, который жил в Африке от 30 000 до 10 000 лет назад и при росте 170 см у него был объем мозга 1800–1900 см3 – это на 30% больше среднего объема мозга современного человека. В 1915 г. Фитцсимонс опубликовал в журнале Nature сообщение о находке.
Считается, что ко времени появления боскопов эволюция человека давно завершилась и на Земле правил современный Homosapiens. Однако палеонтолог Роберт Брум, работавший тогда в Кейптауне, предложил выделить большеголовых людей в особую группу – Homo capensis (буквально: «человек с мыса», от названия Восточной Капской провинции, где располагается Боскоп). В качестве тривиального названия начали употребляться сочетания «боскопский человек», «боскопоид», «боскоп». Впоследствии нашлись и другие останки, которые отнесли к той же группе.
Знаменитый антрополог Раймонд Дарт, открывший австралопитека, посетовал в 1923 г., что научное сообщество, отвлеченное спорами вокруг пильдаунского человека (найденные в Великобритании останки человека с обезьяньими чертами, которые впоследствии оказались подделкой) и Первой мировой войной, не уделяет должного внимания боскопам. Дарт подробно описал находки и доказал, что большой мозг боскопа – не результат гидроцефалии. Для этих людей большая голова была не болезнью, а нормой. Несмотря на его усилия, о боскопах опять забыли.
В следующий раз о них вспомнили в 1958 г., причем дважды. Эссеист Лорен Айзли написал о боскопах восторженное эссе «Человек будущего», а антрополог Рональд Сингер безо всякого восторга предпринял попытку их «похоронить». В своей статье Сингер показал, что выделять боскопов в отдельную группу, как это сделал Брум, и тем более называть их «боскопской расой» нет никаких оснований. По мнению Сингера, отбор черепов в «боскопскую» группу проводился без применения необходимых критериев: туда попадал всякий большой старый череп.
После статьи Сингера боскопы оставались в почти полном забвении еще 50 лет, пока не вышла книга Линча и Грэйнджера. «Первая моя встреча с боскопами произошла более 40 лет назад, – говорит Линч. – Отрывок из книги Айзли меня просто очаровал». Айзли в итоге попал в список литературы к книге Линча и Грэйнджера, а вот Сингер такой чести не удостоился, хотя его статья тесно связана с цитируемыми работами Брума и Дарта.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru